Цель 15: Защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического раз

Видеть лес за деревьями  – усиливая совместное сотрудничество для достижения ЦУР в сужающей среде

Махмуд Мохейлдин и Паула Кабаллеро

Предложенные 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР) - результат продолжительных переговоров, проведенных государствами-членами ООН, с тем чтобы договориться о мире, который мы хотим видеть к 2030 году. 

17 целей охватывают целый ряд экономических, социальных и экологических аспектов. Для достижения этих целей потребуется беспрецедентный уровень сотрудничества, необходимого для привлечения доступных источников финансирования, знаний, а также для отбора методов реализации. Нужен будет комплексный, междисциплинарный подход в рамках одной и применительно к разным целям. Ярким примером является ЦУР №15, суть которой -«защищать, восстанавливать экосистемы суши, содействовать рациональному управлению лесами, борьбе с опустыниванием, прекращению и обращению вспять процесса деградации земель и прекращению процесса утраты биологического разнообразия».

К ней прилагается 10 задач, которые включают в себя интеграцию экосистем и ценностей биоразнообразия в ход национального и местного планирования, процессы развития, стратегии и бюджеты в разрезе сокращения масштабов нищеты. Стоит и задача мобилизовать и в значительной мере увеличить все источники финансовых ресурсов с целью сохранения и использования в допустимых масштабах биоразнообразия и экосистем.

Борьба с обезлесением, деградацией почв, опустыниванием и защита биоразнообразия – дело комплексное: здоровые экосистемы являются основой усилий в поддержку уменьшения масштабов бедности, жизнеспособного и продуктивного сельского хозяйства, а также водных систем, которые лежат в основе развития и роста.

Многие эксперты в области сельского хозяйства, здравоохранения, водных ресурсов знают, что обезлесение и неоптимальное использование земли может серьезно подорвать планы по обеспечению здорового образа жизни (ЦУР 2), ликвидации голода (ЦУР 3) и наличию запасов воды (ЦУР 6). Если узкие отраслевые подходы по-прежнему будут нормой, а отрицательные побочные последствия будут оставаться без внимания, пространство для долгосрочного развития будет становиться все более ограниченным. С другой стороны, межотраслевые подходы могут помочь в реализации нескольких целей более дальновидным и эффективным образом.

Правительства возьмут на себя обязательство достигнуть ЦУР в период, когда ресурсы по всему миру уже сильно истощены, что угрожает их способности использовать социальные и экономические шансы. Считается, что около 50 процентов всех рабочих мест в мире связаны с сельским хозяйством, рыболовством и лесничеством.

Три четверти 115 лучших мировых культур зависит от живых-опылителей, более 50 процентов всех лекарств основаны на лекарственных растениях, но в результате обезлесения и фрагментации лесов уменьшается животное и растительное биоразнообразие.

Около 1 миллиарда людей полагаются на рыбу как на основной источник животного белка, но основные рыбные запасы снижаются.

Мангровые заросли гибнут с устрашающей скоростью от 2 до 7%  в год, а вместе с ними и ключевые ареалы  для рыболовства и защиты от штормов.

В этом контексте, повестка дня после 2015 года имеет большое значение для Группы организаций Всемирного банка. Цели  Банка добиваться искоренения крайней нищеты к 2030 году и устойчивого повышения коллективного благосостояния беднейших 40% населения полностью соответствуют ЦУР.

ЦУР №15, предлагающая защищать, восстанавливать и укреплять естественные экосистемы, имеет исключительное значение для работы Банка в сельских районах, где по-прежнему живут 78% всех бедных, а также для долгосрочных перспектив экономического роста на благо будущих поколений.

ЦУР №15 предлагает не что иное, как сохранение планеты для будущего. Результаты локального восстановления лесов, а также достижения развёрнутых стратегий «зелёного» роста показывают, что беспроигрышные варианты возможны в принципе и на деле. Например, опыт Республики Корея после кризиса 2008 года доказал, что можно одновременно увеличивать число рабочих мест и валовой внутренний продукт (ВВП) и сокращать загрязнение и выбросы углерода. Этот результат был достигнут путём перехода от углеродоёмких отраслей промышленности к инновационным низко-углеродным технологиям.

Простые меры, как, например, более рациональное управление поголовьем крупного рогатого скота, которое даёт возможность естественного восстановления растений и деревьев, позволили сельскохозяйственным сообществам, находящимся в неблагоприятном положении, выйти из кризисного состояния, увеличить урожаи и улучшить уровень жизни повсеместно - от Албании до Колумбии и от Китая до Эфиопии. Передача этого опыта от одной страны к другой будет иметь решающее значение, чтобы гарантировать, что страны не начинают с нуля и что они помогают друг другу выполнять свои амбициозные планы.

Фонды, инвестирующие в деятельность на климатическом направлении, играют ведущую роль в предложении решений, подходящих нескольким секторам. Финансирование из Биоуглеродного фонда, Программы инвестиций в лесное хозяйство и ФЛУП (ForestCarbonPartnershipFacility), например, были использованы для внесения изменений в политику управления сельским хозяйством и животноводством для борьбы с обезлесением и удержания большего количества углерода. Управляемые совместно, эти фонды обеспечат непрерывный поток помощи для наших стран-клиентов. Создание государственно-частных партнёрств с участием крупных транснациональных компаний в поддержку цепочек поставок ключевых товаров (пальмовое масло, соя, говядина и др.), которые не приводят к обезлесению, также является частью широкого подхода. Ещё ГЧП представляют огромные возможности для увеличения  инвестиций и технической поддержки для фермеров в гораздо большем объёме, нежели могут предложить одни лишь государственные капиталовложения.

Наконец, подход, настаивающий на учёте природного капитала, поощряет правительства и представителей бизнеса к тому, чтобы принимать в расчёт состояние и устойчивость их природных активов в своём планировании. Такие инициативы, как Партнёрство по учёту благосостояния и оценке экосистем, и другие программы помогают растущему числу государств смотреть дальше ВВП и включить «ценности сохранения экосистем и биоразнообразия в национальное и местное планирование, процессы развития, стратегии и отчёты по сокращению нищеты» (Задача 15.9). Учёт природного капитала может помочь странам сконцентрироваться на мониторинге активов, необходимых им для долгосрочного роста, и гарантировать, что прогресс в области одной из Целей устойчивого развития не приходит за счёт другой Цели. И в этом направлении можно сделать гораздо больше. Недостаток данных и пути к его преодолению обязательно проявят себя в ближайшие месяцы, пока ООН подготавливает перспективную «дорожную карту» индикаторов для консультаций. Учитывая скорый запуск программы Целей устойчивого развития, Группа Всемирного банка активно готовится поддержать её высполнение, помогая странам выявить и определить приоритеты действий, которые усиливают позитивную взаимосвязь между здоровыми экосистемами и развитием. Вмешательство в жизнь лесов, сельский ландшафт и океаны призвано удовлетворить множество потребностей страны, начиная с экономического роста и заканчивая питанием, продовольственной безопасностью и задачами в области изменения климата. Инвестиции в создание рабочих мест, конкурентоспособность, а также чистый воздух и воду также способствуют повышению жизнестойкости и сокращению выбросов. Мы готовы работать вместе с партнёрами для продвижения комплексных, межсекторальных решений, которые будут необходимы для достижения ЦУР № 15 и, конечно же, каждой из ЦУРво всё более взаимосвязанном, стиснутом и стремительном мире.

Опубликовано в журнале UN Chronicle Департаментом публичной информации ООН

Махмуд Мохиэддин, Корпоративный секретарь  и спецпредставитель Президента по Целям развития тысячелетия и повестке дня на период после 2015 года в Группе Всемирного банка.
Паула Кабальеро, Старший директор направления по защите глобальной окружающей среды и природным ресурсам Всемирного банка.