«Кризисные ситуации становятся лабораториями для преступных экспериментов в сфере торговли людьми» - Посол Уильям Лейси Свинг

                Когда приходит беда, гуманитарное сообщество мобилизует свои ответные силы. Мы привлекаем ресурсы, активизируем механизмы реагирования, направляем команды врачей, спасателей, логистов, консультантов, инженеров, предоставляем оборудование, палатки и тенты, питание, медикаменты, воду. Все участники спасательных операций и оборудование, необходимое для оперативного реагирования, приводятся в действие, направляются в  зоны конфликтов, стихийных бедствий или техногенных катастроф.

                Мы знаем, что потребности будут огромными. Мы знаем, что будут травмы, нехватка продовольствия, болезни.

                Мы знаем, что многие станут перемещенными лицами и что женщины, пожилые люди, инвалиды, дети, нелегальные мигранты, испытают на себе наибольшие трудности.

                Но теперь мы знаем наверняка, хотя и предполагали ранее: «Торговля людьми процветает не только во время стихийных бедствий, это явление - также прямой результат подобных бедствий, наряду с экономическими проблемами, людскими потерями, нехваткой продовольствия – последствиями, которые требуют большего к себе внимания».

                В новом исследовании МОМ, "Борьба с торговлей людьми и эксплуатацией в условиях кризиса" особо выделяется то, что противодействие торговле людьми и эксплуатации относится к операциям по спасению жизней, и должно реализовываться наряду с «традиционными» мерами по оказанию помощи.

                В исследовании рассматриваются вооруженные конфликты в Ливии, Ираке, Сирии и в Западной Африке, землетрясения в регионе Индийского океана, Гаити и Непале, Тайфун Хайянь на Филиппинах, и затяжные беспорядки в Восточной Африке, порождающие миграционные потоки через Северную Африку и далее в Европу.

                Во всех трех видах катастроф  мы обнаружили, что отсутствие стабильности позволяет преступникам эксплуатировать уже существующее или вызванное кризисом уязвимое положение жертв. В конфликте, отсутствие верховенства закона создает условия безнаказанности, где людьми торгуют с целью финансирования войн, для оказания сексуальных услуг,  с целью эксплуатации этнических меньшинств. Это в большей степени относится к кризису в Ливии и странах Ближнего Востока, где трудовые мигранты сталкиваются со все более тяжелыми и античеловеческими  условиями труда. Продолжающийся вооруженный конфликт в Сирии заставил многие семьи и отдельных лиц следовать принудительной практике заключения ранних браков, незаконного использования детского труда, что приводит к эксплуатации и торговле людьми.

                Хаос, который возникает в результате массовых стихийных бедствий таких, как в Непале, Филиппинах, Гаити и в государствах в регионе Индийского океана, пострадавших от цунами, превращает эти государства в идеальную лабораторию для преступной деятельности, где торговцы людьми могут искать новые пути эксплуатации людей, находящихся в уязвимом положении. Между тем преступники могут легко найти, вовлечь в ситуации рабства и эксплуатации мигрантов с неурегулированным правовым статусом, перемещающихся по опасным  удаленным миграционным коридорам Северной Африки

                В настоящее время ежегодно через границы государств перемещаются до 800,000 жертв преступного бизнеса по торговле людьми, приносящего криминальным группировкам миллионы долларов дохода.  И только 45,000 человек ежегодно официально признаются жертвами. Только в одном из семи подобных случаев МОМ помогает жертвам вернуться к нормальной жизни после многих лет эксплуатации. Жертва, находящаяся в ситуации сексуальной эксплуатации, иногда обслуживает до десяти мужчин за ночь, что оставляет неизлечимые физические и психические раны.

                Из 600 человек, недавно освобожденных при участии МОМ из рыболовных траулеров у побережья Индонезии, некоторые не были на суше в течение многих лет - один из пострадавших не имел контактов  со своей семьей в течение 22 лет. Таким людям необходимо понимание и помощь, часто долговременная, как во время кризиса так и в период стабильности.

                 Мы хотели бы видеть изменения в том, как международное сообщество и его партнеры – гуманитарные организации, военные, гражданское общество – готовы реагировать в кризисных ситуациях с целью предупреждения торговли людьми и эксплуатации. При подготовке гуманитарных операций необходимо учитывать взаимосвязь между уязвимостью мобильных групп населения и эксплуататорскими практиками, которые существуют еще до возникновения кризисных ситуаций.

                Одним из важнейших направлений деятельности является повышение уровня осведомленности о проблеме.  Для этого,  Межучережденческий постоянный комитет (МПК) по решению гуманитарных проблем должен разработать оперативные рекомендации по предотвращению и борьбе с торговлей людьми до, во время и после кризиса в качестве руководства к деятельности гуманитарного сообщества в этой сфере.

                Мы приветствуем работу г-жи Марии Грации Джаммаринаро, Специального докладчика ООН по проблемам торговли людьми, особенно женщинами и детьми, поскольку ее офис продолжает распространять информацию по этой теме, готовить доклады для информирования вышестоящих организаций, и оказывать техническую поддержку гуманитарным сообществам и властям государств, пострадавших от катастроф.

                Существует много различных средств защиты и мер, которые должны быть приняты до, во время и после кризисов. В первую очередь нам всем необходимо понять, что условия для осуществления деятельности по торговле людьми не возникают в одночасье - они вплетены в ткань общества, которое мы строим. Если ткань рвется –  в дело вступают торговцы людьми.

 

Посол Уильям Лейси Свинг - Генеральный директор Международной организации по миграции.

Перевод статьи предоставлен московским бюро Международной организации по миграции (МОМ)