Цель 11: Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов

Города сыграют  важную роль в достижении ЦУР

Кристи Даниель (Kristie Daniel)

Никогда ещё не было так важно иметь чёткую градостроительную концепцию, как сегодня. Более половины жителей планеты живут в городах, и эта миграционная тенденция будет продолжаться. К 2050 году горожанами станет более чем две трети населения мира. Одна только Индия, как ожидается, удвоит количество горожан, добавив в их ряды 404 млн новых жителей в течение ближайших 35 лет. [1]

Таким образом,  именно в черте городов мы сможем или не сможем достичь своих целей в области искоренения нищеты, равенства, уменьшения изменений климата и обеспечения здорового образа жизни.  Именно города определят, добьемся ли мы экономического роста для всех или уступим ещё большему неравенству. Именно в городах  люди будут искать возможности для получения высшего образования и трудоустройства. И города определят,  будем ли мы продолжать неуклонно растущее потребление мировых ресурсов, или встанем на более устойчивый путь. Именно поэтому цель устойчивого развития (ЦУР) 11, «Обеспечить открытость, безопасность, жизнестойкость и устойчивость городов и населенных пунктов»  так важна. Успех в решении задач в рамках  Цели 11 создает основу для достижений по многим другим ЦУР.  Можно рассмотреть всего  две задачи в качестве примера.

Задача 11.2: К 2030 году обеспечить доступ к безопасным, недорогим, доступным и устойчивым транспортным системам для всех благодаря повышению безопасности на дорогах, в том числе за счет расширения сети общественного транспорта, уделяя при этом особое внимание потребностям лиц, находящихся в уязвимом положении, женщинам, детям, инвалидам и пожилым людям.

Транспорт является ключевым вопросом развития, и Задача 11.2 важна для достижения безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов. Тем не менее, решить Задачу 11.2 также будет необходимо, если мы хотим справиться с некоторыми из задач в рамках ЦУР 3 (Обеспечение здорового образа жизни), в том числе со снижением неинфекционных заболеваний (НИЗ). Активный транспорт может способствовать решению задачи по борьбе с НИЗ, обеспечивая безопасные, удобные и привлекательные места для пешеходов и велосипедистов. Горожане могут передвигаться пешком или на велосипеде к месту назначения в целях достижения необходимой физической активности, что снижает риск НИЗ. Ходьба и езда на велосипеде являются  дешевыми и доступными способами для уязвимых групп, в том числе для  женщин и бедных людей, чтобы передвигаться вгородах. Кроме того, активный транспорт может способствовать обеспечению задачи сокращения вдвое числа случаев смерти и травм от дорожно-транспортных происшествий в мире. Целых 65 процентов от 1,2 млн смертей, которые происходят каждый год в мире из-за дорожно-транспортных происшествий, составляют потери среди пешеходов; 35 процентов из этих жертв – дети. Одно лишьобеспечение безопасных мест для пешеходов значительно уменьшит это число.[2]

В то время как польза для здоровья очевидна, устойчивые транспортные средства также определят,  насколько легко получить доступ к другим ключевым услугам в городе, таким как образование и занятость, и, следовательно, проявят косвенную связь с ЦУР 1 (Ликвидировать нищету) и ЦУР 4 (Обеспечить инклюзивное и справедливо качественное образования). Наконец, эффективные транспортные системы могут поддержать ЦУР 5 (Гендерное равенство), гарантируя, что они удовлетворяют уникальные потребности женщин. К сожалению, транспортные системы в городах часто строятся для удовлетворения потребностей мужчин с небольшим учетом потребностей женщин. По сравнению с мужчинами, женщины передвигаются в городах в иное время, по иным причинам,  отличным образом, и имеют меньше финансовых ресурсов; они в меньшей степени способны позволить себе многие из имеющихся транспортных вариантов.[3] Хорошо разработанная транспортная система, которая поощряет ходьбу, езду на велосипеде и использование общественного транспорта, позволит всем людям в полной мере участвовать в социальной жизни и создаст для них более безопасные, чистые и здоровые общественные места отдыха.

Важно, как мы решим Задачу 11.2.  Она направлена на расширение общественного транспорта. Общественный транспорт является необходимым компонентом для перемещения людей по любому городу. Тем не менее, досадно, что два самых устойчивых, здоровых и доступных вида транспорта не были включены: ходьба и перемещение на велосипеде. Люди совершают множество повседневных дел, перемещаясь на короткие расстояния, и они могут  легко передвигаться пешком или на велосипеде, если обеспечить безопасную и комфортную инфраструктуру. В 2012 году крупнейшие банки развития в мире обязались инвестировать 175 млрд долларов США в течение 10 лет в устойчивое развитие транспорта. Это ключевое инвестиционное обязательство, и важно, чтобы часть этих средств была выделена на создание инфраструктуры для прогулок и велосипедных поездок либо в рамках проектов общественного транспорта, либо в форме  самостоятельных проектов.

Задача 11.7  Обеспечить к 2030 году всеобщий доступ к безопасным, открытым для всех зеленым зонам и общественным местам отдыха, в частности для женщин и детей, пожилых людей и инвалидов.

Зеленые зоны и общественные места отдыхадают возможностьулучшить здоровье и качество жизни всех людей, живущих в городах. Улучшение нашего физического и психологического здоровья, укрепление наших коллективов, и превращение наших городов и пригородов в более привлекательные места для проживания и работы – лишь некоторые из вероятных преимуществ. Задача 11.7 будет способствовать ЦУР 3 по борьбе с НИЗ (Обеспечение здорового образа жизни), предоставляя людям места для физической активности. Зеленые зоны, в частности, могут внести свой вклад в достижение ЦУР 7 (обеспечение энергии для всех) за счет снижения температуры вгородах. Увеличение твердых покрытий и уменьшение зеленых пространств способствует повышениютемпературы в городах по сравнению с окружающей сельской местностью. Зеленые зоны помогают сбалансировать этот эффект, охлаждая воздух, обеспечивая тень, и поглощая загрязнителей воздуха.[4] И последнее, зеленые зоны и общественные места отдыхаобеспечиваютфизические места, необходимые для бедных, чтобы заработать на жизнь торговлей продуктами и услугами, что способствует реализации  ЦУР 8 (экономический рост).

Несмотря наважную роль, которую играют зеленые зоны и общественные места отдыха, им часто угрожает миграция в города. Поскольку земля становится более ценной, зеленые зоны и общественные места отдыхапревращаются вжилые резиденции и бизнес-зоны. Именно поэтому Задача 11.7, покрывающая зеленые зоны и общественные места отдыха, является столь важной. Без твердой приверженности правительств работе по их сохранению, защите и укреплению, эти места будут потеряны навсегда.

Много проблем ждёт впереди в достижении ЦУР 11. Городам понадобятся солидные планы действий и поддержка для того, чтобы реализовать задачи в её рамках. Инновационные решения необходимы, чтобы помочь создать города, ориентированные на людей,  где граждане могут влиять на то, как они живут и взаимодействуют с окружающими. Гражданское общество может играть важную роль в том, чтобы сводить местных жителей и правительства. Например, партнер фирмы HealthBridge в Хой Ан, Вьетнам, разработал процесс вовлечения  сообществ в проектирование и строительство парков и игровых площадок, в результате чего стал возможным сбор средств самим населением и его участие в строительстве новых детских площадок. Уроки, извлеченные из этого процесса, являются неотъемлемой частью Генерального плана создания парков, разрабатываемого городом. ЦУР 11 может принести немало пользы для достижения прочих ЦУР. Как и в случаях со многими другими Целями, Задачи, на которых мы фокусируемся, должны быть ощутимыми, конкретными и измеряемыми. Мы должны четко определить, что подразумевается под «доступом к зеленым зонам» и определить, как «доступ для всех» к безопасным, доступным, недорогим и устойчивым транспортным системам должен быть измерен. Задачи имеютпотенциал оказать влияние на реальные изменения в рамках многих  ЦУР – давайте добьёмся, чтобы они обладали достаточной энергией, чтобы принести перемены.

Notes

[1] United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division, World Urbanization Prospects: The 2014 Revision, Highlights (ST/ESA/SER.A/352), New York, 2014.

[2] John Rennie Short and Luis Mauricio Pinet-Peralta, “No Accident: Traffic and Pedestrians in the Modern City”, Mobilities, vol. 5, No. 1 (2010), pp. 41-59.

[3] Asian Development Bank, Gender Tool Kit: Transport. Maximizing the Benefits of Improved Mobility for All. (Manila, 2013). Available from http://www.adb.org/documents/gender-tool-kit-transport-maximizing-benefits-improved-mobility-all.

[4] Environmental Protection Agency, What is an urban heat island? Available from http://www.epa.gov/heatisland/about/index.htm.

Опубликовано в журнале UN Chronicle Департаментом общественной информации ООН