ЭКСПЕРТ ООН ПРИЗЫВАЕТ ВОЗОБНОВИТЬ УСИЛИЯ В ПРОВЕДЕНИИ ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Москва, 29 мая 2008 г. - Г-н Леандро Деспуи, Специальный докладчик ООН по вопросам независимости судей и адвокатов, сделал нижеследующее заявление, включающее, в частности, его предварительные мнения и наблюдения, которые он обнародовал на проведенной сегодня в Москве пресс-конференции.

Специальный докладчик ООН находился в Российской Федерации с 19 по 29 мая по приглашению Правительства РФ. Он выражает свою искреннюю благодарность за сотрудничество, которое продемонстрировало по отношению к нему руководство страны. Во время своей миссии г-н Деспуи посетил Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Верхнюю Пыжму и встретился с руководящими работниками различных федеральных, региональных и местных органов власти, а также имел встречи с представителями судебных органов, коллегий адвокатов, национальных учреждений и организаций, занимающихся вопросами прав человека, научно-исследовательских центров и высших учебных заведений, а также неправительственных и международных организаций.

В ближайшее время г-н Деспуи будет подготовлен полный отчет о своем посещении Российской Федерации, который будет представлен в Совет по правам человека в качестве официального доклада Специального докладчика. Выводы и рекомендации этого доклада станут предметом обсуждения на заседаниях Совета ООН по правам человека и Генеральной Ассамблеи ООН. Согласно сложившейся практике в рамках, Специальных процедур ООН, Специальный докладчик, перед тем как покинуть страну, информирует ее общественность через средства массовой информации о своих предварительных выводах и рекомендациях.

Специальный докладчик особо отмечает значительные изменения, которые произошли в стране за последние годы, и их огромное влияние на все сферы жизни. Он отмечает также, что высшее руководство страны, включая Президента Медведева, неоднократно выражало озабоченность недостатками в функционировании органов судебной системы, в том числе и в отношении обеспечения независимого характера их деятельности. Необходимость устранения этих недостатков является чрезвычайно важной для дальнейшего развития страны. Предпринятые в последние время шаги, такие как создание специальной рабочей группы по вопросам судебной реформы и работа совета по борьбе с коррупцией, возглавляемого Президентом страны, свидетельствуют о наличие политической воли искать решение проблем, стоящих перед судебной системой.

Специальным докладчиком ООН сформулированы следующие предварительные комментарии:

Институциональные и правовые основы: Специальный докладчик отмечает важность предпринимаемых начиная с 1993 реформ, среди которых, в первую очередь, следует отметить принятие нового законодательства, регулирующего процессуальные нормы судебного разбирательства, а также существенное улучшение условий труда сотрудников судебных органов. Большая озабоченность пока еще остается в отношении вопросов, связанных с обеспечением равного доступа к судебному разбирательству, а также того факта, что большая количество судебных решений, включая решения, касающиеся представителей органов государственной власти, не исполняются. Кроме того, несмотря на предпринятые в прошлом инициативы, на федеральном уровне все еще отсутствуют законодательно-правовые основы для организации деятельности ювенальной юстиции и системы административных судов.

Судебная система: С принятием нового процессуального кодекса судьям была отведена главенствующая роль в судебном процессе. Специальным докладчиком отмечается, что в некоторых случаях судьи еще не смогли полностью принять на себя эту центральную функцию. Проблемы с исполнением судебных решений отрицательно повлияли на авторитет судебных органов среди населения. Более того, подвергается критике недостаточная степень открытости процесса отбора судей, отсутствие объективных критериев в распределении дел между судьями со стороны председателей судов и в применении мер дисциплинарного наказания работников судебных органов. Внимание Специального докладчика было также обращено на политическое вмешательство в этих сферах, что подтверждается недавними сообщениями средств массовой информации.

Прокуратура: Реформирование органов прокуратуры привело к более заметной специализации деятельности по ведению следствия, что проявилось в создании такой структуры, как Следственный комитет. Были, однако, высказаны противоположные мнения в отношении того, насколько эти меры способствовали более действенному и сбалансированному функционированию сторон-участников судебного процесса.

Адвокатура: Принятие в 2002 году Федерального закона, регулирующего деятельность адвокатов, явилось важным шагом на пути становления российской адвокатуры как независимого и саморегулирующего органа. Тем не менее, адвокатами высказывается озабоченность в отношении готовящихся сейчас поправок в данный правовой акт, которые могут ущемить их независимость. Речь идет о процедуре лишения статуса адвоката, а также о требованиях к защитнику предоставлять следствию материалы, что противоречит конфиденциальности ,отношений между адвокатом и его клиентом. Специальный докладчик выражает свою обеспокоенность по поводу намечающейся тенденции отождествлять адвоката с интересами, взглядами и действиями его клиента. Адвокаты также привлекли внимание Специального докладчика к практическим препятствиям, с которыми им приходится сталкиваться, если они хотят стать судьями: судя по реальному положению дел, большинство судей до своего назначения работали в качестве прокурора, следователя или сотрудника судебного органа.

Неправительственные (общественные) организации играют важнейшую роль в деле защиты прав человека, особенно через судебную систему.

Основываясь на вышесказанном и до предоставления своего доклада в полном виде, Специальный докладчик сформулировал следующие рекомендации предварительного характера в отношении мер, необходимых для совершенствования функционирования судебной системы:

• Уголь и нефть проторили путь промышленному прогрессу в странах развитого мира. Быстроразвивающиеся страны в настоящее время идут тем же путем в попытке достичь равного с ними уровня жизни. В то же время в наименее развитых странах использование еще менее устойчивых источников энергии, например древесного угля, остается единственно возможным выходом для бедных.

Наша зависимость от источников энергии, основанных на углероде, стала причиной значительного увеличения выбросов парниковых газов в атмосферу. В прошлом году Межправительственная группа экспертов по изменению климата, удостоенная Нобелевской премии мира, полностью и окончательно развенчала скептиков глобального потепления. Мы знаем, что изменение климата происходит, и мы знаем, что причиной тому являются производимые нами выбросы углекислого и других парниковых газов.

Мы не только сжигаем углерод в виде ископаемого топлива. По всему тропическому поясу ценные леса в настоящее время вырубаются на древесину и бумагу, под пастбища и пахотные земли и, все чаще, под плантации для удовлетворения растущего спроса на различные виды биотоплива. Это дополнительное проявление нашей углеродной привычки приводит не только к выбросу в атмосферу огромных объемов CO2, но и к уничтожению ценного ресурса для поглощения содержащегося в атмосфере углерода, являясь еще одним фактором изменения климата.

Экологические, экономические и политические последствия глобального потепления грандиозны. Экосистемы — от горных районов до океанов, от полюсов до тропиков — претерпевают быстрые изменения. Городам, расположенным низко над уровнем моря, грозит затопление, плодородные земли превращаются в пустыни, и погодные условия становятся все более непредсказуемыми.

Платить придется всем. Бедные больше всего пострадают от связанных с погодой стихийных бедствий и резкого роста цен на основные продукты питания, но даже самые богатые страны столкнутся с перспективой экономического спада и глобальных споров из за уменьшающихся ресурсов. Достижение всех целей — смягчения климатических изменений, искоренения нищеты и содействия экономической и политической стабильности — требует одного решения: мы должны бросить углеродную привычку. Именно это и выбрано темой Всемирного дня окружающей среды 2008 года. Девиз «Бросим привычку: к экономике с низкой углеродной составляющей» признает пагубную степень нашего пристрастия и указывает путь вперед.

Нередко нам нужен кризис, чтобы вернуться к реальности. В условиях надвигающегося на нас климатического кризиса коммерческие компании и правительства осознают, что решение проблемы глобального потепления не только не обременит нашу планету непомерными расходами, но и может реально сэкономить деньги и оживить экономику. Если издержки процесса изменения климата представляются неисчислимыми, то расходы на борьбу с ним могут оказаться меньше, чем мы себе представляли. По некоторым оценкам, расходы составят менее одного процента от мирового валового внутреннего продукта — в самом деле, дешевая цена для ведения глобальной войны.

Еще большую радость вызывает известие о том, что технологии, позволяющие нам экологически более чисто и более эффективно потреблять виды топлива, основанные на углероде, и овладевать возобновляемой энергией солнца, ветра и волн, уже существуют или находятся в стадии разработки. Частный сектор, в частности, ведет конкурентную борьбу за то, чтобы не упустить эту громадную деловую возможность, которую они считают выгодной.

Во всем мире страны, города, организации и коммерческие компании по новому взглянули на «зеленые» решения. В Организации Объединенных Наций я дал указание о том, чтобы план реконструкции нашей Нью-Йоркской штаб-квартиры следовал строгим экологическим нормам. Я попросил также старших руководителей всех программ, фондов и специализированных учреждений Организации Объединенных Наций быстро перейти на принцип нулевого углеродного баланса.

Для активизации этой растущей тенденции Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде объявила в начале текущего года о создании сети по климатически нейтральным методам функционирования — “CN Net”. Ее первоначальные члены, в число которых входят страны, города и компании, являются пионерами движения, которое, как я считаю, будет во все большей степени определять ход экологических, экономических и политических обсуждений и процесса принятия решений в предстоящие десятилетия.

Идея Всемирного дня окружающей среды 2008 года заключается в том, что все мы являемся частью решения. Неважно, кто вы — частное лицо, организация, коммерческая компания или правительство, — есть множество способов, с помощью которых вы можете уменьшить свой углеродный след. Мы все должны проникнуться душой к этой идее.