При поддержке Проекта ПРООН/ГЭФ в Алтае-Саянском экорегионе сформированы межведомственные антибраконьерские бригады

В Алтае-Саянском экорегионе браконьерство – один из основных факторов, влияющих на численность редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных. Борьба с браконьерством осложняется отсутствием координации и взаимодействия между различными ведомствами, ответственными за сохранение этих видов животных. Проект ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского экорегиона» ведет постоянную работу с региональными властями, помогая преодолеть межведомственные барьеры.

При содействии Проекта ПРООН/ГЭФ в марте 2007 г. природоохранные ведомства и силовые структуры Республики Алтай подписали Соглашение о создании межведомственной антибраконьерской бригады. Ещё раньше, в ноябре 2006г., подобное Соглашение было заключено в Республике Тыва. Проект ПРООН/ГЭФ оснастил межведомственные бригады транспортом, средствами связи, полевым снаряжением и профинансировал их рейды в места обитания животных, занесенных в Красную книгу.

В 2007г. в республиках Алтай и Тыва в местообитаниях редких видов и на территории ООПТ было организовано 25 рейдов, составлено 133 протокола о нарушении природоохранного законодательства, изъята 71 единица огнестрельного оружия. Сотрудниками межведомственных бригад были зафиксированы два случая добычи снежного барса, шкуры изъяты у нарушителей.

В 2008 г. проект продолжил эту работу, и уже в марте в Алтайском крае между заинтересованными ведомствами было подписано Соглашение о создании межведомственной антибраконьерской бригады.

Зачастую браконьерами становятся местные жители, которые в большинстве своем не знают природоохранного законодательства и не обладают информацией об ответственности, которую могут понести в случае его нарушения. В связи с этим в рамках проекта ПРООН/ГЭФ подготовлены к изданию брошюры «Об ответственности за браконьерство» в Республиках Алтай и Тыва. В брошюрах на русском и национальных языках (алтайском, тувинском) рассказывается об административной и уголовной ответственности за нарушение природоохранного законодательства и размере штрафов за незаконную охоту на животных, занесенных в Красную книгу РФ. Издания содержат фотографии этих животных. Кроме того, в брошюрах описаны традиции и приведены примеры по устойчивому природопользованию народов Алтая и Тувы. Учитывая настоятельную потребность в решении проблем, сформулированных выше, следует оказывать всяческую поддержку новой рабочей группе по реформированию судебной системы и недавно созданному совету по борьбе с коррупцией. В деятельности этих органов должны всемерно участвовать все стороны, чьи интересы могут быть затронуты в процессе этой деятельности.

• В процессе решения проблем судебной системы необходимо обеспечивать прозрачность судебных процессов и функционирования системы правосудия в целом. Необходимость этого подчеркивалась представителями системы правосудия на разных уровнях.

• Необходимо в кратчайшие сроки внедрить механизмы своевременного и полного исполнения судебных решений.

• Следует пересмотреть действующие процедуры предоставления бесплатной квалифицированной правовой помощи с последующим практическим распространением наилучшего практического опыта на всю страну.

• Следует безотлагательно принять разработанный законопроект об организации и функционировании системы ювенальной юстиции.

• Необходимо предпринять новые усилия по организации системы административных судов, так как это будет способствовать укреплению механизмов эффективного противодействия коррупции и усилению ответственности должностных лиц (государственных служащих).

• В отношении органов прокуратуры существует необходимость проанализировать результаты недавних шагов по реформированию их деятельности, а также их влияния на ведение следствия и судопроизводство в целом.

• Предлагаемые сейчас поправки к Федеральному закону от 2002 года, регулирующего деятельность адвокатов, не должны быть приняты, поскольку они могут затронуть такие принципы, как самоуправление и независимость адвокатов, и противоречат действующим международным нормам и стандартам.

• Следует предпринять усилия для обеспечения беспрепятственного выполнения адвокатами своих профессиональных обязанностей, без запугивания и других форм давления.

• Следует поощрять правомерную деятельность неправительственных организаций, включая их вовлечение в процесс реформирования судебной системы, и содействовать такой деятельности.

Специальный докладчик хотел бы подчеркнуть свою веру в то, что реализация этих рекомендаций укрепит и расширит процесс реформирования судебной системы, что в свою очередь, будет способствовать дальнейшему продвижению демократии и позволит всем гражданам страны ощутить на себе результаты роста экономики.

Специальный докладчик ООН хотел бы еще раз выразить признательность государственным органам Российской Федерации за предоставленную возможность посетить страну. Он твердо надеется, что предпринимаемые и планируемые меры и шаги по реформированию судебной системы будут реализованы в самое ближайшее время. Специальный докладчик надеется, что его рекомендации помогут властям в этом процессе, и что он сможет оценить достигнутый страной прогресс по прошествии двух лет.

**************************

Г-н Деспуи назначен Специальным докладчиком ООН по вопросам независимости судей и адвокатов в сентябре 2003 года. Он обладает большим опытом работы в области международного гуманитарного права и прав человека, поскольку занимал различные руководящие должности в системе ООН и в Правительстве Аргентины. В настоящее время он является Председателем Счетной Палаты Республики Аргентины.