HomeE-mail



 Быстрый поиск


ООН в мире

 
 
Учреждения ООН

Всемирная организация здравоохранения

Офис Специального Представителя Генерального Директора ВОЗ в России был открыт в декабре 1998 года в Москве для выполнения следующих задач:

  • Укреплять присутствие ВОЗ в России;
  • Координировать действия в области здравоохранения, исходя из технических возможностей ВОЗ;
  • Оказывать поддержку руководителям Российского здравоохранения в борьбе с туберкулезом, ВИЧ/СПИД и содействовать конструктивным решениям, связанным с обеспечением основными лекарственными средствами, и т.д.;
  • Представлять интересы ВОЗ на совещаниях высокого уровня;
  • Информировать спецучреждения ООН и другие организации, правительства стран-доноров, финансовые учреждения и т.д. об оказании гуманитарной и других видов помощи, связанных с охраной здоровья населения;
  • Содействовать составлению планов по сотрудничеству между ВОЗ и Российской Федерацией.

С января 2006 года г-жа Мэри Коллинз исполняет обязанности руководителя Офиса ВОЗ в Российской Федерации.

* * * * *

Основное финансирование Офиса ВОЗ в РФ (Москва) осуществляется из регулярного бюджета ВОЗ.

Дополнительное финансирование программ ВОЗ в РФ осуществляется за счет стран-доноров:

  • Программа по борьбе с туберкулезом - США, Швеция и Финляндия;
  • Программа готовности и реагирования при чрезвычайных ситуациях – Норвегия, Швейцария, США, Великобритания, Европейская Комиссия;
  • Программа по вопросам политики и управления здравоохранением в России – Канада;
  • Программа профилактики ВИЧ/СПИД – Европейский Союз, США, Великобритания, Швеция, Канада;
  • Программа профилактики «птичьего гриппа» у людей – США.

* * * * *

В настоящее время в России осуществляются следующие программы ВОЗ:

1. Программа по борьбе с туберкулезом

Д-р Виеслав Якубовяк – Координатор Программы

Работа программы по борьбе с туберкулезом в России ведется по следующим направлениям:

  • Поддержка пересмотра и совершенствования национальной стратегии борьбы с туберкулезом;
  • Поддержка деятельности Рабочей Группы Высокого Уровня по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации.

С 1999 г. в Российской Федерации эффективно действует созданная по инициативе ВОЗ и Минздравсоцразвития РФ Рабочая Группа Высокого Уровня (РГВУ) по туберкулезу. Членами РГВУ являются: Главный фтизиатр-эксперт Минздравсоцразвития России, представители Федеральной службы исполнения наказаний РФ, Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Российской Академии медицинских наук (ЦНИИТ). С международной стороны членами РГВУ являются представители ВОЗ, а также Совета Европы.

Этот коллективный международный совещательный орган собирается дважды в год для обсуждения наиболее актуальных вопросов борьбы с туберкулезом в РФ и служит повышению эффективности осуществления национальной стратегии борьбы с туберкулезом с использованием лучшего международного опыта. В рамках РГВУ созданы тематические рабочие группы, представленные российскими и международными экспертами, для совместной разработки рекомендаций по главным направлениям оказания противотуберкулезной помощи населению. Одобренные РГВУ, эти рекомендации служат основой российских законодательных документов, регламентирующих осуществление противотуберкулезных мероприятий в стране. Деятельность РГВУ осуществляется при поддержке штаб-квартиры и Европейского регионального бюро ВОЗ, а также международных партнеров, поддерживающих мероприятия по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации. Между заседаниями РГВУ работает Секретариат РГВУ, который проводит ежемесячные оперативные совещания.

Работа основных тематических рабочих групп посвящена таким проблемам, как «Лабораторная диагностика туберкулеза», «Диагностика и лечение туберкулеза с лекарственной устойчивостью», «Туберкулез у ВИЧ-инфицированных пациентов», «Эпидемиологический надзор и мониторинг туберкулеза», «Организация мероприятий по борьбе с туберкулезом в пенитенциарных учреждениях РФ», «Профессиональное обучение медицинских работников и санитарное просвещение населения», «Организация лечения и обеспечение контролируемой химиотерапии”, «Организация, планирование и финансирование противотуберкулезных мероприятий».

В 2003 г. под эгидой РГВУ был создан Международный Межведомственный Координационный Комитет (ММКК) с целью повышения эффективности координации деятельности международных и российских партнеров в борьбе с туберкулезом в России. Это добровольный форум, который созывается один раз в год для обсуждения главных приоритетов международного сотрудничества, подведения итогов проделанной совместной работы и координации планируемой деятельности в сфере борьбы с туберкулезом. Среди международных членов ММКК представлены такие организации-партнеры, как Агентство Международного развития США (USAID), Агентство международного развития Швеции (SIDA), Центр по контролю за заболеваниями (CDC), Международный Красный Крест/Российский Красный Крест, Правительство Финляндии /FILHA, Правительство Норвегии /Norwegian Government/LHL, Институт «Открытое здоровье», PIH и др.

Информационно-просветительская работа является крайне важной частью деятельности Программы. Мероприятия направлены на повышение уровня информированности политических и общественных российских деятелей, широких кругов медицинской общественности и населения о борьбе с туберкулезом как о проблеме государственного значения. В рамках ежегодного проведения Всемирного дня борьбы с туберкулезом (24 марта) каждый год проходят конкурсы тематических плакатов среди школьников, конкурс для журналистов, семинары и пресс-туры с целью привлечения внимания центральных и региональных СМИ к проблеме туберкулеза, повышения профессионализма в освещении проблемы туберкулеза и обеспечения достоверного информирования населения о проблеме.

Большое внимание уделяется переводу и распространению информационных материалов по вопросам борьбы с туберкулезом, предназначенных как для медицинских работников, так и для населения.

Пилотные проекты ВОЗ по реализации стратегии борьбы с туберкулезом и лекарственно-устойчивым туберкулезом

С 1995 г. ВОЗ реализует пилотные проекты по внедрению рекомендуемой ВОЗ стратегии борьбы с туберкулезом в РФ. Целью данных проектов является создание эффективной региональной модели оказания противотуберкулезной помощи путем адаптации международно-принятой стратегии борьбы с туберкулезом (DOTS) к специфике Российской Федерации и разработка механизмов ее реализации.

В настоящее время пилотные проекты ВОЗ осуществляются в пяти российских регионах: Ивановской, Орловской, Владимирской областях и республике Чувашия (при поддержке Агентства международного развития США (USAID), в Калининградской области (при поддержке Агентства международного развития Швеции (SIDA).

Опыт, полученный при проведении предыдущих проектов, был использован в работе тематических рабочих групп, при подготовке новых приказов МЗ РФ (№№109 и 50) по организации противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации, которые регламентировали проведение химиотерапии и оценку эффективности выявления и лечения больных туберкулезом в соответствии с международными рекомендациями.

Успешная реализация пилотных проектов по лечению чувствительного туберкулеза (DOTS), позволила начать проекты по лечению туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью (DOTS Plus) в Орловской, Ивановской и Владимирской областях. Новгородская область и Республика Чувашия направили заявку на проведение проектов DOTS Plus в Комитет зеленого света?. Кроме этого, при технической поддержке противотуберкулезной Программы ВОЗ в Российской Федерации еще 6 регионов Российской Федерации подготовили и направили заявки на проведение проектов DOTS Plus в Комитет зеленого света.

Техническое содействие в рамках проекта займа Международного банка реконструкции и развития «Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и СПИДа».

С 2003 года в России реализуется проект на средства займа Международного банка реконструкции и развития «Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и СПИДа». Компонент «Туберкулез» предусматривает общий объём финансирования в размере 100 млн. долларов США и направлен на улучшение ситуации в области борьбы с туберкулёзом в России. По согласованию с Минздравсоцразвития РФ Программа ВОЗ по борьбе с туберкулёзом в РФ оказывает экспертное содействие Фонду «Российское здравоохранение» в реализации проекта по следующим направлениям:

  • совершенствование политики, стратегии и протоколов в области борьбы с туберкулезом;
  • укрепление систем эпидемиологического учета и надзора, мониторинга, контроля и обеспечения качества;
  • совершенствование системы выявления больных туберкулезом;
  • совершенствование методов лечения туберкулеза.

Для повышения эффективности взаимодействия партнеров и реализации мероприятий проекта в пяти федеральных профильных НИИ открыты и оснащены офисы координации с ВОЗ.

Более подробную информацию о проекте можно найти на сайте Всемирного банка в России

Техническая поддержка в рамках проекта на средства гранта Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией (GFATM)

В результате совместных усилий всех партнёров по борьбе с туберкулёзом, представляющих государственный и негосударственный секторы, международные организации и ВОЗ, 4 октября 2005 г. было подписано соглашение между Глобальным фондом по борьбе со СПИДом, туберкулёзом и малярией и Фондом «Российское здравоохранение» (ФРЗ) о предоставлении последнему гранта на сумму 92 млн. долларов США для реализации противотуберкулезных мероприятий согласно одобренной заявке от Российской Федерации.

Средства Глобального фонда дополняют средства займа Всемирного банка (100,6 млн. долларов США) и предполагают осуществление комплекса мероприятий противотуберкулёзной помощи для групп населения особенно остро в ней нуждающихся. Кроме того предполагается проведение мониторинга и оценки реализуемых мероприятий. Деятельность проекта Глобального фонда в основном направлена на:

  • Улучшение раннего выявления и исходов лечения туберкулёза среди социально-незащищённых и малообеспеченных групп населения в гражданском секторе;
  • Улучшение раннего выявления и исходов лечения туберкулёза с множественной лекарственной устойчивостью;
  • Улучшение раннего выявления и исходов лечения туберкулёза в пенитенциарном секторе;
  • Укрепление сотрудничества со всеми партнёрами по борьбе с туберкулёзом;
  • Профилактику и лечение туберкулёза среди ВИЧ-инфицированных лиц.

В соответствии с соглашением между ВОЗ и ФРЗ, Программа ВОЗ по борьбе с туберкулезом в РФ оказывает техническую (экспертную) поддержку в реализации мероприятий проекта Глобального фонда, включая участие в разработке руководств, нормативных актов и обучающих материалов совместно с российскими и международными экспертами.

2. Программа по борьбе с ВИЧ/СПИД

Д-р Корина Рейнике – Координатор программы

Цели:

Содействие в разработке нормативных документов по профилактике, лечению, уходу и поддержке в сфере ВИЧ/СПИД и предоставление необходимых консультационных услуг;

  • Продвижение стандартов ВОЗ в сфере ВИЧ/СПИД, включая:
    • Всеобщий доступ к высокоактивной антиретровирусной терапии (ВААРТ);
    • Безопасность крови и добровольное донорство;
    • Всесторонняя система профилактики, лечения и ухода в сфере ВИЧ/СПИД для потребителей инъекционных наркотиков и других уязвимых групп населения
  • Организация тренингов для повышения уровня квалификации работников здравоохранения;
  • Предоставление знаний, технологий в области здравоохранения с помощью создания информационных центров при территориальных центрах борьбы со СПИДом и медицинских вузах;
  • Улучшение стандартов безопасности крови посредством предоставления оборудования службам переливания крови в отобранных пилотных регионах;
  • Продвижение «триединых принципов» в сфере борьбы с ВИЧ/СПИД, направленных на скоординированное, межведомственное и расширенное противодействие эпидемии;
  • Содействие в разработке единой системы мониторинга и оценки в России;
  • Адаптация и продвижение методологии эпидемиологического надзора второго поколения.

Виды деятельности:

  • Проектом «Контроль и профилактика ВИЧ/СПИД в РФ – Фаза II» проведено несколько обучающих семинаров, нацеленных на повышение квалификации медицинских работников по вопросам, связанным с антиретровирусной терапией и безопасностью переливания крови (два компонента проекта).
  • Две миссии по оценке потребностей проведены проектом «Контроль и профилактика ВИЧ/СПИД в РФ – Фаза II» для определения потребностей служб переливания крови в пилотных регионах проекта и разработки соответствующих рекомендаций, на основе которых началась закупка оборудования.
  • Проект «Контроль и профилактика ВИЧ/СПИД в РФ – Фаза II» работает над созданием информационных центров при региональных центрах борьбы с ВИЧ/СПИДом, предоставляя им компьютерное оборудование, офисную технику, мебель, книги и периодические издания для небольших библиотек, посвященных вопросам ВИЧ/СПИД.>
  • В нескольких регионах проводятся обучающие семинары для врачей-наркологов «Современные вопросы российской службы наркологии»”, социологические исследования, круглые столы, распространение руководств и рекомендаций ВОЗ.
  • Содействие в адаптации и использовании единой системы мониторинга и оценки с помощью продвижения стандартов ВОЗ в сфере профилактики, лечения, ухода, поддержки и эпиднадзора ВИЧ/СПИД (в рамках инициативы «триединые принципы»).

Регионы России:

Пилотные регионы проекта «Контроль и профилактика ВИЧ/СПИД в РФ – Фаза II»:

  • Ленинградская область
  • Калининградская область
  • Иркутская область
  • Краснодарский край

Другие регионы РФ, в которых осуществляется деятельность ВОЗ в сфере противодействия ВИЧ/СПИД: Алтайский край, Волгоградская область, Курская область, Республика Татарстан, Ростовская область, Архангельская область, Тверская область, Самарская область, Ульяновская область, г. Санкт-Петербург.

Основные партнеры:

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральный научно-методический Центр по профилактике и борьбе со СПИДом, ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения, Московский государственный стоматологический университет, Медицинская Академия им.Сеченова, Федеральная Служба исполнения наказаний, ННЦ Наркологии, Центры контроля и профилактики заболеваний CDC (США), Казанский государственный медицинский университет, Российский Красный Крест, Институт Пастера, Фонд «Российское здравоохранение», РОО «Сообщество Людей, живущих с ВИС/СПИДом», Всероссийская сеть снижения вреда, Открытый Институт Здоровья Населения, «СПИД Фонд Восток-Запад», НКО «Акцент», Американский Международный Союз Здравоохранения.

Доноры:

Европейский Союз, Агентство международного развития США, Департамент международного развития Великобритании, Международное агентство развития и сотрудничества Швеции (SIDA), Канадское Агентство Международного Развития.

3. Программа по политике и управлению в области здравоохранения

Г-жа Мэри Коллинз – Координатор Программы

Виды деятельности:

1. Поддержка инфраструктуры:

  • Обеспечение поддержки в области разработки политики российским органам здравоохранения и другим международным организациям системы ООН;
  • Координация различных компонентов Двухлетнего Соглашения о сотрудни-честве между Минздравсоцразвития России и Европейским региональным бюро ВОЗ;

2. Информация и координация:

  • Поддержка базы данных – Электронная библиотека реформы здраво- охранения;
  • Разработка и поддержка базы данных– база данных реформы здравоохра-нения в Российских регионах;
  • Подготовка и публикация ежемесячных информационных бюллетеней для руководителей здравоохранения;
  • Подготовка и проведение ежемесячных межведомственных совещаний по координации международных проектов в области здравоохранения;
  • Проведение семинаров и конкурсов для средств массовой информации в целях обеспечения лучшего понимания вопросов здравоохранения;

3. Техническое содействие Министерству здравоохранения и социального развития РФ по приоритетным направлениям, указанным Министерством (в таких областях, как бедность и здоровье; методические рекомендации по реформированию системы здравоохранения; адаптация нормативных и юридических актов, регулирующих деятельность медицинских учреждений, к федеральным законам по распределению обязанностей на различных административных уровнях; улучше-ние здоровья матери и ребенка).

4. Обеспечение международной оценки и организация стажировок для ознакомления с новейшими событиями в системе здравоохранения и вопросами здравоохранения в других странах, а также для участия в международных совещаниях и конферен-циях, связанных с работой программы.

5. Региональный компонент – Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. Техническая поддержка программы реформирования системы здравоохранения; обучение администраторов и специалистов по управлению и связям; развитие подходов по укреплению здоровья; развитие межсекторальных групп на региональном уровне для укрепления здоровья и распространения накопленного опыта в другие регионы.

Основные партнеры:

Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

Доноры:

Канадское Агентство международного развития (CIDA).

4. Программа готовности и реагирования при чрезвычайных ситуациях

Г-жа Уте Эндерлейн – Координатор Программы

ВОЗ продолжает свою работу в качестве ведущего агентства в области здравоохранения и координатора вопросов, связанных со здоровьем. Эта координация является основопо-лагающей на Северном Кавказе для обеспечения эффективного управления в области здравоохранения.

ВОЗ уже выполнил ряд проектов, включая программу охраны здоровья матери и ребенка; профилактику передачи ВИЧ инфекции от матери к ребенку; укрепление первичной медико-санитарной помощи в Северо-Кавказском регионе и интегрированную психосоциальную реабилитацию.

Сегодня ВОЗ продолжает свою деятельность в следующих направлениях:

  • Оценка приоритетов в области здравоохранения и информирование партнеров путем тесного сотрудничества с Министерствами здравоохранения Чечни и Ингушетии;
  • Обмен информацией и статистическими данными, обеспечивающими базу для технической помощи со стороны гуманитарного сообщества по борьбе со вспышками инфекционных заболеваний, таких как корь, гепатит и крымская геморрагическая лихорадка;
  • Перевод и распространение отчетов Министерств здравоохранения Чечни и Ингушетии, включая ежемесячные статистические данные по инфекционным заболеваниям, отчеты Республиканских центров по борьбе со СПИД, отчеты о здоровье матери и ребенка, обновленные органиграммы государственных органов здравоохранения и информация об обновлении учреждений здравоохранения.

В 2006 году ВОЗ подготовил соответствующие технические руководства для органов здравоохранения и партнеров, также обеспечивает поддержку базы данных, информирующей об оказании гуманитарной помощи в Северокавказских республиках. Кроме того, ВОЗ занимается проведением курсов по обучению в области здравоохранения; поставкой медицинского оборудования для государственного сектора здравоохранения; улучшением показателей обеспечения медицинским оборудованием. Вся информация распространяется среди партнеров для координации совместных действий и во избежание дублирования. В последнее время роль ВОЗ особенно важна в координации работы по борьбе с «птичьим» гриппом и действий для обеспечения готовности реагирования в случае пандемии гриппа. Техническая поддержка оказана в подготовке и пересмотре планов готовности к пандемии: организован постоянный мониторинг ситуации и регулярные сводки о текущей ситуации и предпринимаемых государственными службами мерах направлялись партнерам в области здравоохранения. В дальнейшем повседневная техническая поддержка будет оказываться органам здравоохранения и партнерам.

Информационный бюллетень о деятельности партнеров в области здравоохранения, ключевых вопросах и проблемах, возникающих на Северном Кавказе, издается на регулярной основе и находится на сайте:
http://www.euro.who.int/emergencies/Publications/HANCaucasus

Регионы России:

Северный Кавказ (Чечня, Ингушетия, Северная Осетия)

Доноры:

Норвегия, Швейцария, США (USAID), Европейская Комиссия, Япония

5. Укрепление потенциала для профилактики «птичьего гриппа» у людей

Д-р Сергей Еремин, Координатор Программы

Виды деятельности:

  • Поддержка мер для укрепления Российской системы раннего предупреждения «птичьего» гриппа;
  • Оказание помощи в улучшении выявления возможных вспышек заражения людей «птичьим» гриппом путем комбинирования выявления новых вспышек у птиц с активным поиском случаев заражения людей;
  • Общая информация о предпринимаемых мерах для профилактики «птичьего» гриппа или в случае пандемии гриппа;
  • Поддержка региональных планов действий, включая строгие информационные планы для работников птицеферм и гражданского общества;
  • Укрепление готовности системы здравоохранения путем повышения знаний работников здравоохранения в области выявления и управления вспышками инфекции;
  • Поддержка профилактических мер среди уязвимых групп населения – работников птицефабрик, медицинских работников сельской местности, и т.д., включая обучение этих групп по выявлению и профилактических мерах борьбы с «птичьим» гриппом у птиц и людей;
  • Обеспечение возможностей для международного сотрудничества.

У проекта имеется собственный сайт: www.fluproject.info

Регионы России:

Ряд образовательных семинаров будут проведены во всех семи федеральных округах России.

Основные партнеры:

Федеральная Служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (www.rospotrebnadzor.ru)

Европейский Центр по профилактике и контролю за заболеваниями (www.ecdc.eu.int); Центры по контролю и профилактике заболеваний (www.cdc.gov); Международная федерация по борьбе с инфекциями (www.theific.org)

Доноры:

США (Агентство международного развития США)

Информацию о работе ВОЗ/Женева см. на сайте: http://www.who.int
Информацию о работе Европейского регионального бюро ВОЗ можно найти на сайте: http://www.euro.who.int

1. Калининградская область 6. Владимирская облась 11. Ульяновская облась 16. Республика Северная Осетия
2. Ленинградская область 7. Орловская область 12. Самарская облась 17. Республика Ингушетия
3. Архангельская облась 8. Курская облась 13. Волгоградская облась 18. Республика Чечня
4. Тверская облась 9. Респеблика Чувашия 14. Ростовская облась 19. Алтайский край
5. Ивановская облась 10. Республика Татарстан 15. Краснодарский край 20. Иркутская облась



© 2006 UN Russia Moscow | E-mail: info@unrussia.ru
HomeStyle Internet Studio