Бедность Масштабы распространения бедности резко
возросли в период перехода к рынку. Наиболее уязвимыми группами населения
являются дети в возрасте 7-15 лет и женщины. Две основные причины бедности -
резкий экономический спад и сильная дифференциация доходов в переходный период.
Разрыв в доходах был отчасти обусловлен переходом от государственной зарплаты к
доходам от предпринимательской деятельности, которые, как правило,
распределяются более неравномерно. Доходы в форме заработной платы снизились в
результате сокращения рабочих мест и сокращения уровня оплаты. труда в
государственном секторе. Безработица членов семьи является еще одной
существенной причиной бедности.
Несмотря на большие масштабы, бедность в России имеет в
значительной степени временный характер. Около 55 процентов бедных
самостоятельно покидают эту категорию в течение года. Из этого следует, что с
экономическим ростом появится реальная возможность в кратчайшие сроки сократить
уровень бедности. Это подтверждается данными независимых исследований о
сокращении в России уровня бедности за последние три года, обусловленные
значительным экономическим ростом. Программы социальной помощи и борьбы с
бедностью должны быть нацелены, прежде всего, на длительных бедных.
Несмотря на то, что в России существуют обширные системы
социальной помощи, включая пособия по нетрудоспособности и безработице, пенсии,
пособия семьям и детям, эти социальные трансферты не смогли сдержать рост
бедности. Произошло это по трем причинам. Во-первых, ресурсы, направляемые на
борьбу с бедностью, относительно невелики, поскольку с падением уровня
заработной платы сократились соответственно и объемы обязательных взносов,
выплачиваемых в систему страхования социальных рисков, идущие на социальные
выплаты (пенсии и пособия по безработице). Во-вторых, многие программы
социальных трансфертов, унаследованные с советских времен (дотируемые цены на
продовольственные товары, квартплату и коммунальные услуги, гарантированное
трудоустройство), не соответствуют условиям рыночной экономики. В третьих,
система льгот отдельным категориям граждан не гарантирует, что их получат именно
бедные - не все в этих категориях являются бедными.
Здоровье населения. Одним из серьезнейших явлений,
возникших в России в период реформ, стало сокращение продолжительности
предстоящей жизни. В 1999 году этот показатель был самым низким в Европе - 62,7
года для мужчин и 74 года для женщин. Основные причины смертности -
сердечно-сосудистые заболевания, несчастные случаи и злоупотребление алкоголем.
Снижение продолжительности предстоящей жизни можно объяснить нездоровым образом
жизни. В период перехода к рынку снизился уровень государственной системы
здравоохранения. Выросла младенческая, детская и материнская смертность.
Недоступность безопасных и недорогих средств предохранения от беременности и
служб планирования семьи приводит к неоправданно высокому уровню абортов. В годы
реальными угрозами здоровью нации стало широкое распространение таких
заболеваний, как туберкулез, дифтерия и ВИЧ/СПИД.
Основная причина ухудшения здоровья людей - кризис системы
здравоохранения, которая по-прежнему строится, главным образом, на стационарных
формах лечения, а не на амбулаторных и профилактических методах и пропаганде
здорового образа жизни. Кроме того, значительно сократились объемы
государственного финансирования, а неформальные сборы с пациентов в учреждениях
здравоохранения сужают доступ к медицинским услугам малообеспеченных слоев
населения.
Результаты исследований показывают, что недостаточное питание
детей также может стать серьезной проблемой в России. 8 процентов детей в
возрасте от 0 до 24 месяцев страдают истощением (низкий вес для своего роста), а
10 процентов - задержкой роста (низкий рост для своего возраста). Многочисленные
данные свидетельствуют о нехватке в питании микроэлементов, таких, как,
например, йода. Недорогим и эффективным способом решения этой проблемы для
правительства могла бы стать йодизация всей пищевой соли.
Состояние здоровья населения России связано и с плохим
качеством окружающей среды. Не решен вопрос обеспечения населения безопасной
питьевой водой.
Образование и наука. Данных о том, что в переходный
период коэффициент охвата обучением в начальной школе снизился, нет; в стране
сохраняется всеобщее начальное образование. В 90-е годы, однако, процент охвата
средним образованием, уменьшился. В сельских районах доступ к образованию и его
качество значительно ниже, чем в городе. Данных об отсутствии равного доступа к
среднему образованию по причине низких доходов нет. В других странах высокая
стоимость частных школ, как правило, затрудняет доступ к образованию детей из
малоимущих семей.
Традиционно высокое качество образования в России находится под
угрозой в связи с сокращением объемов государственного финансирования и
неэффективным использованием имеющихся ресурсов. Содержание многих сельских школ
экономически неоправданно и они не в состоянии обеспечить достойное качество
обучения. Новые информационные технологии, такие, как Интернет, могли бы стать
решением проблемы для школ, расположенных в сельской местности и отдаленных
районах, но Интернет недоступен большинству сельских учащихся и их семьям.
Особую тревогу вызывает отставание России в области
информационных технологий, которые все в большей степени становятся залогом
конкурентоспособности в современном мире. Если Россия хочет выступать на равных
с другими странами в технологически развитых отраслях, ей жизненно необходимо
развивать свои когда-то мощные ресурсы в науке и технологиях.
Охрана окружающей среды. Советская система, проводившая
курс на ускоренное промышленное развитие страны, оставила после себя
«наследство» в виде отходов атомной промышленности и загрязненной окружающей
среды, оздоровление которой требует огромных усилий и средств. Прогнозы объемов
выбросов и сбросов основных загрязняющих веществ показывают, что загрязненность
воздуха в городах по-прежнему останется серьезной проблемой, в то время как
загрязнение водного бассейна и качество питьевой воды превратятся в отдаленном
будущем в серьезную проблему. И действительно, растущий уровень интенсивности
загрязнения на единицу ВВП говорит о том, что по мере роста экономики эти
проблемы будут только усугубляться. В январе 2002 года был принят новый Закон об
охране окружающей среды. Закон можно рассматривать как свидетельство
приверженности государства делу охраны окружающей среды. Кроме того, Россия
является участником международных договоров в этой области. Чтобы полностью
реализовать свой огромный потенциал в области энергоэффективности и снижения
уровня загрязнения окружающей среды, России необходимо снять экономические,
структурные и институциональные барьеры, которые сегодня отпугивают
потенциальных инвесторов в этой сфере.
За последнее десятилетие много сделано для того, чтобы
актуализировать гендерные проблемы и гендерные подходы в различных
областях жизни Российского общества. Гендерное равенство стало темой оживленных
дискуссий на самых разных уровнях в России: Государственная Дума рассматривает
проект Закона о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для
мужчин и женщин; Федерация Независимых профсоюзов России разработала и приняла
Концепцию гендерной политики ФНПР; по инициативе Байкальского Союза женщин
«Ангара», Министерства труда РФ, государственных и общественных структур
разработана и реализуется Программа гендерного развития Сибирского Федерального
Округа. Министерство труда и социального развития разработало Гендерную
стратегию Российской Федерации.
Несмотря на предпринимаемые усилия, устойчивые гендерные
стереотипы и сложившаяся практика в российском обществе приводят к тому, что
женщины по-прежнему находятся в гораздо более уязвимом положении, чем мужчины:
они подвергаются дискриминации в доступе к рабочим местам, при найме, при оплате
за труд равной ценности; сокращается их доля в быстроразвивающихся,
высокооплачиваемых секторах, растет профессиональная и отраслевая сегрегация.
Женщины достаточно слабо представлены на руководящих должностях и среди тех, кто
принимает решения. В обществе по-прежнему господствует традиционное
распределение ролей, основанное на представлении о мужчине-кормильце, хотя
семейные структуры претерпели значительные изменения, и все больше
матерей-одиночек являются единственным источником дохода в семье.
Необходимо отметить также, что немало проблем в России и у
мужчин. Господствующие в обществе стереотипы привели к тому, что принимаемые
государством социальные программы ориентированы, в основном, на решение
специфических потребностей женщин, практически не учитывая мужской фактор. Так,
на протяжении многих лет в России сохраняется самый большой разрыв между
продолжительностью жизни мужчин и женщин. Сегодня актуально звучит проблема
увеличивающейся мужской безработицы, профессиональной сегрегации, суицидов,
алкоголизма и наркомании и т.д.
В целом, гендерный дисбаланс ведет к значительным перекосам в
социально-экономическом развитии российского общества, что неблагоприятно
отражается на жизнях миллионов конкретных мужчин, женщин и детей. Ликвидация
гендерной дискриминации во многом зависит от понимания проблем, соответствующего
гендерного образования, просвещения, знания международных стандартов и успешных
примеров действий работников государственных органов, юристов, представителей
законодательных органов, политиков всех рангов - от федерального до местного
административного уровня.
Агентства ООН, работающие в Российской Федерации, поддерживают
инициативы правительства и гражданского общества по улучшению положения женщин и
достижению гендерного равенства, в частности, разработку Программы гендерного
развития сибирского Федерального округа (ПРООН, ЮНИФЕМ, ЮНФПА, ЮНЕСКО, МОТ,
ЮНОПС и др.), Гендерной стратегии Российской Федерации, дальнейшее развитие и
гармонизация которой, в соответствии с Целями, обозначенными в Декларации
Тысячелетия будет осуществляться при тесном сотрудничестве и технической
поддержке ПРООН в РФ и другими агентствами системы ООН, входящими в тематическую
рабочую группу по гендерным вопросам.
Серьезную угрозу социально-экономическому развитию страны
представляет эпидемия ВИЧ/СПИДа. В период с 1998 по 1999 гг. общее
число официально зарегистрированных случаев ВИЧ инфицированных почти утроилось.
По данным на декабрь 2002 года было зарегистрировано 173068 ВИЧ инфицированных,
что почти в два раза превышает аналогичные данные за декабрь 2000 года, При этом
большинство инфицированных - люди в возрасте 15-25 лет. До 1995 года ВИЧ
передавался, главным образом, половым путем. Начиная с 1996 года, эпидемия стала
распространяться при внутривенном введении наркотиков зараженными шприцами. На
данном этапе в России развивается концентрированная эпидемия, которая может
перейти во всеобщую эпидемию через гетеросексуальные контакты. По подсчетам
экспертов, реальное число ВИЧ инфицированных в России в 6-10 раз больше
официально зарегистрированных случаев. Уровень осознания обществом опасности
эпидемии ВИЧ/СПИДа недостаточен. Органы власти не уделяют внимания этой проблеме
в полной мере, а государственные деятели не учитывают в должной мере опасный
характер социальных и общественных последствий эпидемии. До сих пор
ВИЧ-инфицированным оказывают медицинскую помощь лишь в некоторых
специализированных центрах. Ограничен их доступ к антиретровирусным препаратам и
препаратам для лечения оппортунистических инфекций.
По всем этим вопросам ведется активная работа Тематических
Групп, специально созданных учреждениями системы ООН в Российской Федерации.