HomeE-mail



 Быстрый поиск


ООН в мире

 
 
Направления деятельности

Бедность Масштабы распространения бедности резко возросли в период перехода к рынку. Наиболее уязвимыми группами населения являются дети в возрасте 7-15 лет и женщины. Две основные причины бедности - резкий экономический спад и сильная дифференциация доходов в переходный период. Разрыв в доходах был отчасти обусловлен переходом от государственной зарплаты к доходам от предпринимательской деятельности, которые, как правило, распределяются более неравномерно. Доходы в форме заработной платы снизились в результате сокращения рабочих мест и сокращения уровня оплаты. труда в государственном секторе. Безработица членов семьи является еще одной существенной причиной бедности.

Несмотря на большие масштабы, бедность в России имеет в значительной степени временный характер. Около 55 процентов бедных самостоятельно покидают эту категорию в течение года. Из этого следует, что с экономическим ростом появится реальная возможность в кратчайшие сроки сократить уровень бедности. Это подтверждается данными независимых исследований о сокращении в России уровня бедности за последние три года, обусловленные значительным экономическим ростом. Программы социальной помощи и борьбы с бедностью должны быть нацелены, прежде всего, на длительных бедных.

Несмотря на то, что в России существуют обширные системы социальной помощи, включая пособия по нетрудоспособности и безработице, пенсии, пособия семьям и детям, эти социальные трансферты не смогли сдержать рост бедности. Произошло это по трем причинам. Во-первых, ресурсы, направляемые на борьбу с бедностью, относительно невелики, поскольку с падением уровня заработной платы сократились соответственно и объемы обязательных взносов, выплачиваемых в систему страхования социальных рисков, идущие на социальные выплаты (пенсии и пособия по безработице). Во-вторых, многие программы социальных трансфертов, унаследованные с советских времен (дотируемые цены на продовольственные товары, квартплату и коммунальные услуги, гарантированное трудоустройство), не соответствуют условиям рыночной экономики. В третьих, система льгот отдельным категориям граждан не гарантирует, что их получат именно бедные - не все в этих категориях являются бедными.

Здоровье населения. Одним из серьезнейших явлений, возникших в России в период реформ, стало сокращение продолжительности предстоящей жизни. В 1999 году этот показатель был самым низким в Европе - 62,7 года для мужчин и 74 года для женщин. Основные причины смертности - сердечно-сосудистые заболевания, несчастные случаи и злоупотребление алкоголем. Снижение продолжительности предстоящей жизни можно объяснить нездоровым образом жизни. В период перехода к рынку снизился уровень государственной системы здравоохранения. Выросла младенческая, детская и материнская смертность. Недоступность безопасных и недорогих средств предохранения от беременности и служб планирования семьи приводит к неоправданно высокому уровню абортов. В годы реальными угрозами здоровью нации стало широкое распространение таких заболеваний, как туберкулез, дифтерия и ВИЧ/СПИД.

Основная причина ухудшения здоровья людей - кризис системы здравоохранения, которая по-прежнему строится, главным образом, на стационарных формах лечения, а не на амбулаторных и профилактических методах и пропаганде здорового образа жизни. Кроме того, значительно сократились объемы государственного финансирования, а неформальные сборы с пациентов в учреждениях здравоохранения сужают доступ к медицинским услугам малообеспеченных слоев населения.

Результаты исследований показывают, что недостаточное питание детей также может стать серьезной проблемой в России. 8 процентов детей в возрасте от 0 до 24 месяцев страдают истощением (низкий вес для своего роста), а 10 процентов - задержкой роста (низкий рост для своего возраста). Многочисленные данные свидетельствуют о нехватке в питании микроэлементов, таких, как, например, йода. Недорогим и эффективным способом решения этой проблемы для правительства могла бы стать йодизация всей пищевой соли.

Состояние здоровья населения России связано и с плохим качеством окружающей среды. Не решен вопрос обеспечения населения безопасной питьевой водой.

Образование и наука. Данных о том, что в переходный период коэффициент охвата обучением в начальной школе снизился, нет; в стране сохраняется всеобщее начальное образование. В 90-е годы, однако, процент охвата средним образованием, уменьшился. В сельских районах доступ к образованию и его качество значительно ниже, чем в городе. Данных об отсутствии равного доступа к среднему образованию по причине низких доходов нет. В других странах высокая стоимость частных школ, как правило, затрудняет доступ к образованию детей из малоимущих семей.

Традиционно высокое качество образования в России находится под угрозой в связи с сокращением объемов государственного финансирования и неэффективным использованием имеющихся ресурсов. Содержание многих сельских школ экономически неоправданно и они не в состоянии обеспечить достойное качество обучения. Новые информационные технологии, такие, как Интернет, могли бы стать решением проблемы для школ, расположенных в сельской местности и отдаленных районах, но Интернет недоступен большинству сельских учащихся и их семьям.

Особую тревогу вызывает отставание России в области информационных технологий, которые все в большей степени становятся залогом конкурентоспособности в современном мире. Если Россия хочет выступать на равных с другими странами в технологически развитых отраслях, ей жизненно необходимо развивать свои когда-то мощные ресурсы в науке и технологиях.

Охрана окружающей среды. Советская система, проводившая курс на ускоренное промышленное развитие страны, оставила после себя «наследство» в виде отходов атомной промышленности и загрязненной окружающей среды, оздоровление которой требует огромных усилий и средств. Прогнозы объемов выбросов и сбросов основных загрязняющих веществ показывают, что загрязненность воздуха в городах по-прежнему останется серьезной проблемой, в то время как загрязнение водного бассейна и качество питьевой воды превратятся в отдаленном будущем в серьезную проблему. И действительно, растущий уровень интенсивности загрязнения на единицу ВВП говорит о том, что по мере роста экономики эти проблемы будут только усугубляться. В январе 2002 года был принят новый Закон об охране окружающей среды. Закон можно рассматривать как свидетельство приверженности государства делу охраны окружающей среды. Кроме того, Россия является участником международных договоров в этой области. Чтобы полностью реализовать свой огромный потенциал в области энергоэффективности и снижения уровня загрязнения окружающей среды, России необходимо снять экономические, структурные и институциональные барьеры, которые сегодня отпугивают потенциальных инвесторов в этой сфере.

За последнее десятилетие много сделано для того, чтобы актуализировать гендерные проблемы и гендерные подходы в различных областях жизни Российского общества. Гендерное равенство стало темой оживленных дискуссий на самых разных уровнях в России: Государственная Дума рассматривает проект Закона о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин; Федерация Независимых профсоюзов России разработала и приняла Концепцию гендерной политики ФНПР; по инициативе Байкальского Союза женщин «Ангара», Министерства труда РФ, государственных и общественных структур разработана и реализуется Программа гендерного развития Сибирского Федерального Округа. Министерство труда и социального развития разработало Гендерную стратегию Российской Федерации.

Несмотря на предпринимаемые усилия, устойчивые гендерные стереотипы и сложившаяся практика в российском обществе приводят к тому, что женщины по-прежнему находятся в гораздо более уязвимом положении, чем мужчины: они подвергаются дискриминации в доступе к рабочим местам, при найме, при оплате за труд равной ценности; сокращается их доля в быстроразвивающихся, высокооплачиваемых секторах, растет профессиональная и отраслевая сегрегация. Женщины достаточно слабо представлены на руководящих должностях и среди тех, кто принимает решения. В обществе по-прежнему господствует традиционное распределение ролей, основанное на представлении о мужчине-кормильце, хотя семейные структуры претерпели значительные изменения, и все больше матерей-одиночек являются единственным источником дохода в семье.

Необходимо отметить также, что немало проблем в России и у мужчин. Господствующие в обществе стереотипы привели к тому, что принимаемые государством социальные программы ориентированы, в основном, на решение специфических потребностей женщин, практически не учитывая мужской фактор. Так, на протяжении многих лет в России сохраняется самый большой разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин. Сегодня актуально звучит проблема увеличивающейся мужской безработицы, профессиональной сегрегации, суицидов, алкоголизма и наркомании и т.д.

В целом, гендерный дисбаланс ведет к значительным перекосам в социально-экономическом развитии российского общества, что неблагоприятно отражается на жизнях миллионов конкретных мужчин, женщин и детей. Ликвидация гендерной дискриминации во многом зависит от понимания проблем, соответствующего гендерного образования, просвещения, знания международных стандартов и успешных примеров действий работников государственных органов, юристов, представителей законодательных органов, политиков всех рангов - от федерального до местного административного уровня.

Агентства ООН, работающие в Российской Федерации, поддерживают инициативы правительства и гражданского общества по улучшению положения женщин и достижению гендерного равенства, в частности, разработку Программы гендерного развития сибирского Федерального округа (ПРООН, ЮНИФЕМ, ЮНФПА, ЮНЕСКО, МОТ, ЮНОПС и др.), Гендерной стратегии Российской Федерации, дальнейшее развитие и гармонизация которой, в соответствии с Целями, обозначенными в Декларации Тысячелетия будет осуществляться при тесном сотрудничестве и технической поддержке ПРООН в РФ и другими агентствами системы ООН, входящими в тематическую рабочую группу по гендерным вопросам.

Серьезную угрозу социально-экономическому развитию страны представляет эпидемия ВИЧ/СПИДа. В период с 1998 по 1999 гг. общее число официально зарегистрированных случаев ВИЧ инфицированных почти утроилось. По данным на декабрь 2002 года было зарегистрировано 173068 ВИЧ инфицированных, что почти в два раза превышает аналогичные данные за декабрь 2000 года, При этом большинство инфицированных - люди в возрасте 15-25 лет. До 1995 года ВИЧ передавался, главным образом, половым путем. Начиная с 1996 года, эпидемия стала распространяться при внутривенном введении наркотиков зараженными шприцами. На данном этапе в России развивается концентрированная эпидемия, которая может перейти во всеобщую эпидемию через гетеросексуальные контакты. По подсчетам экспертов, реальное число ВИЧ инфицированных в России в 6-10 раз больше официально зарегистрированных случаев. Уровень осознания обществом опасности эпидемии ВИЧ/СПИДа недостаточен. Органы власти не уделяют внимания этой проблеме в полной мере, а государственные деятели не учитывают в должной мере опасный характер социальных и общественных последствий эпидемии. До сих пор ВИЧ-инфицированным оказывают медицинскую помощь лишь в некоторых специализированных центрах. Ограничен их доступ к антиретровирусным препаратам и препаратам для лечения оппортунистических инфекций.

По всем этим вопросам ведется активная работа Тематических Групп, специально созданных учреждениями системы ООН в Российской Федерации.




© 2002 UN Russia Moscow | E-mail: info@unrussia.ru
HomeStyle Internet Studio