ООН и Россия: решая проблемы развития

Представительство ООН в РФ при поддержке Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) провело 25 октября 2005 г. в Москве круглый стол «Приоритеты России и ООН в области развития», посвященный Дню ООН и завершению ежегодной недели борьбы с бедностью. Идея круглого стола – проанализировать меняющуюся роль России, которая, со одной стороны, становится донором, оказывающим помощь беднейшим странам региона и мира, а с другой – продолжает реализацию обширной программы по сокращению бедности на основе четырех приоритетных национальных проектов, направленной на повышение продолжительности и улучшение качества жизни. В данном контексте Представительство ООН, используя концепцию адаптированных для России Целей развития тысячелетия (ЦРТ), содействует экспертной дискуссии как по вопросам участия России в глобальных усилиях по борьбе с бедностью, так и в области социально-экономических преобразований внутри страны.Повестка дня круглого стола включала в себя экспертное обсуждение двух основных тем: 1. Бедность и голод в мире: роль России как нового донора и регионального лидера в области сокращения бедности. 2. Бедность в России: парадоксы устойчивого экономического роста. ЦРТ, адаптированные для России и Приоритетные национальные проекты.В обсуждении приняли участие: г-жа Марта Руэдас, и.о. Регионального Директора ПРООН по Европе и СНГ, г-н Олег Виханский, Директор Института комплексных стратегических исследований, представители федеральных министерств и ведомств и посольств, руководители агентств ООН в Российской Федерации, независимые эксперты.Обратившись к собравшимся от лица Программы развития ООН, г-жа Марта Руэдас отметила, что «Россия вносит все больший вклад в решение самых насущных международных проблем, в том числе связанных с борьбой с терроризмом, экологической устойчивостью, предотвращением распространения птичьего гриппа, продовольственной помощью... Это особенно заметно на региональном уровне, в рамках СНГ, где Россия играет роль регионального лидера, зачастую подавая пример и устанавливая стандарты в области достижения Целей развития тысячелетия».В рамках обсуждения второй темы была представлена новая публикация «Цели развития тысячелетия и национальные проекты – стратегический выбор для России», подготовленная экспертами ИКСИ по заказу ООН в РФ, в которой рассматриваются возможности использования концепции Целей развития тысячелетия, адаптированной для России (ЦРТ+), в контексте повышения качества реализации и дальнейшего развития национальных проектов.Общая направленность ЦРТ+ и национальных проектов на сокращение бедности и расширение доступа к ресурсам образования и здравоохранения позволяет применять подходы, заложенные в концепции ЦРТ+, и систему индикаторов, оценивающих прогресс в достижении целей, для улучшения мониторинга национальных проектов.Подходы, применяемые в концепции ЦРТ+, дают возможность усилить ориентацию национальных проектов на сокращение бедности. В частности, для повышения адресности реализуемых мер может быть использован один из подходов ЦРТ+, связанный с выделением целевых социальных групп на основе пересечения доходного, социально-демографического и территориального профилей бедности.Долгосрочные ориентиры развития, сформулированные в ЦРТ+, создают основу для усиления в национальных проектах стратегической составляющей и постановки дополнительных задач, связанных с обеспечением доступности образования и здравоохранения. В сфере образования такими дополнительными задачами может стать развитие дошкольного образования и модернизация системы начального и среднего профобразования. В сфере здравоохранения – развитие профилактической работы на первичном уровне и меры, обеспечивающие усиление ориентации общества на здоровый образ жизни.Система индикаторов ЦРТ+ позволяет улучшить мониторинг национальных проектов за счет введения дополнительных показателей, отражающих качество и доступность услуг образования и здравоохранения, в том числе для отдельных социальных групп населения. В этом случае при мониторинге национальных проектов появится возможность оценивать не только исполнение бюджетных расходов, но и конечные результаты их реализации, связанные с изменениями в социальной сфере.Потенциал ЦРТ+ также может быть задействован при реализации мер в области демографической политики. В рамках мер по стимулированию рождаемости концепция ЦРТ+ позволяет внести дополнения, связанные с обеспечением гендерного равноправия на рынке труда и развитием дошкольного образования как фактора обеспечения равных стартовых возможностей для детей из семей, относящихся к разным социальным группам.Дальнейшему повышению эффективности национальных проектов может способствовать более активное привлечение институтов гражданского общества к их разработке, реализации и мониторингу. В этой связи актуальна реализация мер, направленных, в том числе, на поддержку деятельности НПО в различных формах.Интересный сравнительный анализ реализации ЦРТ в странах Восточной Европы СНГ был представлен в рамках презентации доклада ПРООН «Национальные Цели развития тысячелетия: платформа для действий».Доклад рисует очень неоднородную картину тенденций развития в регионе. Среди успешных примеров – Чехия и Словения, которым удалось искоренить абсолютную бедность. В этих и других странах Центральной Европы остается проблема преодоления экономического неравенства и интеграции в общество таких уязвимых групп как цыгане.Другие страны региона сталкиваются с более сложными задачами. Так, показатель ВВП на душу населения Таджикистана меньше, чем у Руанды, Уганды или Кот-д''Ивуара. Узбекистана - чем у Судана или Камеруна. Приблизительно половина населения Молдовы и Грузии остаются за чертой бедности. Очевидно, что эти страны заслуживают серьезного внимания и помощи со стороны международного сообщества.Опыт стран региона показывает, что перспективы достижения ЦРТ тесно связаны с качеством управления. Странам, добившимся наибольших успехов в проведении экономических, политических и социальных реформ, удалось достичь наибольшего прогресса в сокращении бедности, обеспечении гендерного равенства, улучшении состояния здоровья населения и его образования, а также наилучшим образом сочетать экономический рост с экологической устойчивостью.